Когда я увидела картины, в которых присутствовал золотой цвет или что-то золотое, у меня сразу появился интерес к этому. Я спросила себя, как возможно было это нанести и сделать такой цвет?
Как оказалось это не краска, а специальный художественный материал, который художники и мастера по работе с поталью, наносят на картину в необходимых местах.
Мне стало очень интересно разобраться, что это за материал и как с ним работать, чтобы в дальнейшем мои картины получались с большей выразительностью и богатством в цветах.
И конечно же я разобралась в этом вопросе и далее подробно поясняю, какие инструменты необходимы для работы с поталью и какие техники вы можете применять при нанесении потали.
Что такое поталь
Поталь – это специальный материал для декора, который используется в живописи, декупаже и других различных техниках, для того чтобы имитировать натуральное золото, которое присутствует на картинах или предметах.
В основном поталь встречается в нескольких видах, такие как лист, крошка или жидкий вариант. Также поталь может иметь несколько различных цветов и оттенков, помимо привычного золотого.
Встречается поталь также бронзового и серебряного цветов, которые также в свою очередь могут быть различных оттенков.
Какие материалы необходимы для работы с поталью
Сама по себе поталь достаточно непростой материал для работы и для того, чтобы не получить разочарование и избежать неудачи при работе с поталью, необходимо правильно подходить к выбору инструментов для работы этим материалом.
Далее мы более подробнее разберем, какие материалы понадобятся для работы с поталью.
Поталь – конечно же без неё у вас ничего не получится. Но прежде, чем начать ее применять, вам необходимо понимать, какую технику вы хотите использовать. Всё зависит от того, какие эффекты вы хотели бы получить после нанесения потали на рабочую поверхность, соответственно вам будет необходима поталь либо в листах, либо в крошке или жидкая поталь.
Лампензель – это разновидность плоской кисточки, с помощью которой вы будете наносить поталь на рабочую поверхность. Данная кисточка используется для золочения различных изделий с помощью листовой потали. Это кисть не имеет ручки, вместо неё используется прямоугольный держатель. Изготавливается лампензель из натуральных материалов.
Кисть «колонок» веерная – применяется после того, когда поталь уже нанесена на предмет и её необходимо разгладить. Данная кисточка отлично справляется с необходимой задачей и её можно приобрести в любом художественном магазине.
Клей для потали – так же очень необходим, так как без него поталь просто не будет держаться на поверхности. Клей необходимо правильно подбирать, так как он дополнительно усиливает эффект нанесения потали на рабочую поверхность.
Прежде, чем поталь будет нанесена на предмет, наносится клей и после этого уже сверху на клей наносится сама поталь. Есть несколько разновидностей клея для потали:
1. Клей «мордан» на основе масла – подходит для работы как с поталью, так и с сусальным золотом. При работе с этим клеем есть небольшая особенность, которую необходимо учитывать. Перед тем как укладывать поталь, на рабочую поверхность наносится клей «мордан» и после этого необходимо подождать примерно около часа, чтобы клей подсох. И только после этого уже наносится сама поталь, на необходимые места.
2. Клей животного происхождения – используют в основном профессиональные мастера. Он готовится самостоятельно мастером, применяя способ разведения гранул или хлопьев клея с помощью пара. По составу, когда уже будет приготовлен, данный клей по консистенции примерно похож на желатин.
3. Клей акриловый на водной основе – наиболее простой для использования и самый популярный клей, который может с лёгкостью применяться начинающими художниками. Он продаётся практически во всех художественных магазинов.
Очень хорошо то, что он быстро подсыхает после нанесения его на поверхность и не нужно ждать слишком долго. Примерно через 15-20 минут после его нанесения, можно наносить и поталь.
4. Клей на спиртовой основе – хорошо подходит для нанесения потали на изделие из камня, металла или стекла. После того как данный клей наносится на рабочую поверхность, поталь можно наносить примерно через 30 минут. Этот клей хорошо подойдёт для работы с вертикальными поверхностями, так как практически не образуется подтёков при его применении.
Грунт для потали – используется также, как и в любых других направлениях по живописи. Он необходим для того, чтобы выравнивать рабочую поверхность, после чего на неё будет наноситься поталь или краска.
Грунт для потали встречается как на клеевой основе, так и на водной. Чаще всего применяется грунт «Левкас», который художники используют для золочения предметов из дерева.
Данный грунт считается универсальным, но для холстов он не совсем будет подходить, ввиду того что после того, как высыхает, то становится очень хрупким.
Лак для потали – также широко применяется при работе с поталью. Как и при работе с картинами, данный лак наносится после того, как нанесённые поталь высыхает на нанесенной поверхности. Он закрепляет полученный результат и уменьшает вероятность повреждения поверхности, на которую была нанесена поталь.
Для потали более всего будет подходить шеллачный лак, который изготавливается на спиртовой основе, с использованием натуральных смол. Он имеет высокую прочность и очень хорошо справляется с повышенной влажностью, плюс к этому со временем он не подвергается появлению трещин.
Какие виды потали встречаются
Поталь производится в нескольких видах и в зависимости от того, как вы планируете с ней работать и какую будете использовать, вам понадобится та или иная техника работы с ней.
Поталь в виде листов – это самый распространённый и используемый вид потали. В таком виде она отлично подходит для применения и использования с любыми материалами, такие как – металл, дерево, стекло, керамика или холст. Поталь в виде листов очень удобно наносить на большие поверхности и рабочие участки.
Для того чтобы начать работать с листовой поталью, вам необходимо сначала подготовить рабочую поверхность изделия. Её требуется очистить, при необходимости выровнять и обработать обезжиривателем, а затем покрыть поверхность грунтовкой.
Если вы планируете использовать клей, который произведён на масляной основе, то вам необходимо будет подождать примерно 12 часов, прежде чем клей подсохнет. А если вы применяете клей на водной основе, то приклеивать поталь возможно сразу после нанесения клея.
Чтобы убрать неровные участки или образовавшиеся пузырьки воздуха, используйте в этом случаи мягкую ткань или кисточку.
Поталь в жидком виде – имеет очень яркий, золотистый вид и является по своей сути металлической краской. В таком виде поталь очень универсальна и может применяться для работы с любыми поверхностями. Данная поталь хорошо переносит воздействие влаги, не имеет свойств окисления и очень хорошо держится после нанесения на различные изделия.
Наносить жидкую поталь вы можете с помощью кисточки или губкой, в зависимости от того, сколько вам необходимо нанести жидкой потали или какую поверхность вы используете для работы.
Жидкая поталь наносится в основном в несколько слоёв и после каждого нанесения слоя, необходимо выждать время для того чтобы он просох.
Очень часто профессиональные мастера используют для нанесения жидкой потали аэрограф, что весьма упрощает и облегчает сам рабочий процесс, а также при таком применении поталь высыхает гораздо быстрее.
Поталь в виде хлопьев – также имеет название – поталь в крошках. Такое название поталь получила, потому что имеет вид смятых крошек, которые похожи внешне на фольгу. Данный вид потали может иметь несколько цветов, такие как золото, серебро или бронза.
В виде хлопьев поталь зачастую применяют при производстве различных украшений, ввиду того что в таком «смятом» виде создаётся большое количество различных оттенков и при попадании света, она красиво переливается на поверхностях украшений.
В отличие от потали в листах, поталь в хлопьях рассыпают сверху на необходимое изделие, чтобы её структура не изменялась. Зачастую данную поталь применяют для того, чтобы создать эффект «кракелюра» или по-другому «эффект трещин». Данный эффект позволяет добиться красивых и плавных переходов света и тени.
Поталь в виде рулона – применяется в основном если требуется работать с большими предметами. Данная поталь выглядит в виде тонкого листа золотого цвета и длина рулона может достигать до 50 метров.
Поталь в виде «трансфера» на листах – весьма экономный вид потали, который располагается на листах специальной плёнки. Главная особенность этой потали в том, что на трансферной плёнке располагается сразу несколько слоёв потали. И для того, чтобы их все использовать, после того как был нанесен необходимый клей, данная транспортная плёнка, прикладывается несколько раз к тому месту, которое необходимо задекорировать.
Поталь в виде пасты – в основном применяется модельерами при производстве своих текстильных или кожаных изделий. Данная поталь в виде пасты наносится губкой, кисточкой или руками и после того, как она высыхает, её полируют для получения более высокого блеска.
Поталь в виде воска – используют в том случае, если в дальнейшем декорируемую поверхность не планируется подвергать различным нагрузкам. Этот вид потали весьма универсален и экономичен, его можно применять как грунт и для покрытия различных неровностей и трещин.
Такое использование создает эффект старения предмета и придаёт дополнительный объём. Накладывается такой воск кисточкой или руками.
Техники нанесения потали на поверхность
– Техника «Растяжка» – используется, чтобы получить эффект «кракелюра»
– Техника «Лист целиком» – применяется, когда работают с большими поверхностями
– Техника «Фактура» – используется с применением штампа. После этого поталь остается в углублениях, выдавленных штампом. В этом случаи лишняя поталь, которая остается сверху и не в углублениях, убирается.
– Техника «Заливка» – применяется с использованием эпоксидной смолы, которая заливается на поверхность, на которой уже присутствует приклеенная поталь. Создается интересный эффект, при котором поталь парит в воздухе.
Основные правила при работе с поталью
Правило 1. Проще всего использовать поталь в виде листов, так как это самый удобный вид потали. Используйте тканевые перчатки, чтобы избежать оставления своих отпечатков на поверхности.
Правило 2. Перед работой обязательно проверьте, чтобы у вас не было сквозняков, так как любой порыв ветра может рассыпать поталь и потом её будет очень сложно собрать.
Правило 3. Для того чтобы разгладить поталь по рабочей поверхности, применяйте специальные кисти или мягкие тряпочки.
Правило 4. Если вы наносите поталь на мелкие детали, то предварительно нарежьте ее на маленькие кусочки или несколько небольших частей, в таком виде их гораздо удобнее наносить.
Правило 5. Если вы работаете с поталью в первый раз, не бойтесь экспериментировать, так как поталь — это не золото, а всего лишь его имитация. Если вы что-то испортите, то всегда можно исправить ошибку и это не будет стоить огромных денег.
Заключение
Мы разобрались с вами, что такое поталь, какие виды у нее бывают и как с ней работать, чтобы придать максимальный и богатый эффект от использования. Надеюсь, вы обязательно найдете для себя возможность, чтобы попробовать применить данный материал в своих работах. А я желаю вам отличного настроения и золотых работ, не только по качеству, но и по красоте!)
Не забудьте пожалуйста поставить 5 звезд данной статье и тогда вы внесете свой вклад в распространении полезной информации. Таким образом вы помогаете знаниям дойти до тех, кто в них нуждается и получить вложенный в них добрый посыл.
Благодарю от чистого сердца!)
Хорошая статья, мало таких в интернете. В основном очень поверхностно что-то написано.
Оксана, благодарю за оценку!) На сайте Вы найдете еще очень много полезного. Приятного чтения и хорошего настроения!)