Меня часто спрашивают о том, на каких поверхностях можно ещё рисовать маслом кроме холста. В большинстве случаев начинающие художники для рисования используют именно холсты, которые можно найти практически в любом художественном магазине и выбрать то, что больше понравиться из льняных, хлопковых или синтетических вариантов холста.
Но не только на таких холстах можно рисовать масляными красками. В достаточно давнее время, картины рисовались на различных деревянных поверхностях, которые и сейчас могут использовать, например для написания церковных икон.
В данной статье я более подробнее расскажу, на каких поверхностях можно рисовать масляным красками и как их правильно подготовить для своих работ.
На чем рисуют маслом – ТОП-6 лучших поверхностей
Масляными красками рисуют не только на привычных всем холстах, но могут использоваться и другие поверхности, на которых также очень хорошо можно рисовать масло. Я рекомендую подбирать для своих работ живые материалы из природных компонентов.
Ввиду этих свойств, они будут наиболее прочные, будут достаточно хорошо держать натяжение и не провиснут под краской со временем.
Давайте более подробно разберем, что это за поверхности и как на них следует рисовать.
1. Рисование маслом на деревянных досках
Древние мастера для своих работ очень часто использовали деревянные доски, которые иногда могли соединять между собой, чтобы увеличить рабочую поверхность картины. Краска на деревянной поверхности хорошо держится и может сохраняется очень долго.
Если вспомнить иконы, которые мы можем увидеть в церкви, то большая их часть нарисована именно на деревянных поверхностях. Некоторым иконам, которые дошли до наших времён более двух-трёх сотен лет, что подтверждает факт о долговечности картин на таких поверхностях.
2. Рисование маслом на фанере
Также можно встретить работы выполненные и на деревянной фанере. Главное правильно в применении фанеры – это правильно выбрать толщину основания фанеры, так как если взять тонкую фанеру диаметром 2-3 мм, то она может со временем деформироваться под перепадами температур или влажности.
А если выбрать слишком толстую фанеру, то она будет весьма утяжелять всю картину, а также её после написания, будет слишком хлопотно поместить в раму.
3. Рисование маслом на оргалите и ДВП
Для рисования маслом можно так же использовать оргалит и ДВП (или, другими словами, древесноволокнистая плита). Очень хорошо на таких поверхностях получаются работы с широкими и фактурными мазками, которые добавляют и подчеркивают объемность картины.
Это схожие по характеристикам состава поверхности, которые изготавливаются с применением деревянных опилок и различных ингредиентов, которые увеличивают влагостойкость, прочность и плотность структуры, а также срок службы данных материалов.
В основном на деревянных поверхностях рисуют небольшие этюды, так как на больших полноценных картинах не очень хорошо укладывается краска и со временем она теряет свой блеск и становится тусклой.
4. Рисование маслом на бумаге
Да, как бы странно поначалу это не прозвучит, но на бумаге вы также можете рисовать маслом. Это достаточно экономичный способ рисования, который подойдёт для начинающих художников, чтобы набить себе руку и в дальнейшем перейти на более профессиональные поверхности.
Но бумага, которую можно применять для рисования маслом, должна иметь достаточно высокую плотность, которая должна начинаться примерно от 250-300 г/м2. Для такой бумаги при изготовлении используются в основном хлопок и целлюлоза.
Данную бумагу можно приобрести практически в любом художественном магазине, а в некоторых вы даже сможете протестировать бумагу перед покупкой и нанести несколько небольших штрихов, чтобы было понятно, как работает тот или иной материал на ней.
Обычная же бумага, которая используется для офисных работ и на которой мы все привыкли распечатывать свои рефераты, не подойдёт для рисования маслом ввиду того, что краска будет растекаться на такой бумаге, а также очень быстро впитываться в неё.
Тонкая бумага при рисовании, от повышенной влажности от краски становится весьма хрупкой и очень часть появляются разрывы. Поэтому канцелярская бумага с плотность менее 100-150 г/м2 не рекомендуется для использования под масляные краски.
5. Рисование маслом на ватмане
Если продолжать тему бумажных поверхностей, то хорошим вариантом для рисования масляными красками будет использование ватмана или плотной акварельной бумаги, которая производится по схожей технологии, что и ватман.
Данные бумажные поверхности имеют достаточно высокую плотность и краска хорошо ложится на них. Ватман и акварельная бумага выдерживают достаточно высокие нагрузки, которые появляются от наносимых слоёв краски.
Также отличным свойством ватмана и акварельной бумаги, является то, что они практически не впитывают в себя лишнюю влагу от масляной краски, а это напрямую влияет на долговечность рисуемой картины.
6. Рисование маслом на картоне
Также для рисования маслом может использоваться всем известный картон. Вы можете найти различные виды картона в художественных магазинах, который в основном продаются в метровых листах и их естественно необходимо будет самостоятельно подготавливать перед рисованием.
В основном это серый или коричневый переплетённый картон, но также вы можете встретить и плотный прессованный картон, который покрывается акриловым или эмульсионным грунтом и такие виды картона вы можете использовать сразу, без предварительной подготовки.
Обязательно обращайте своё внимание на то, какая поверхность у картона. Она должна быть ровной и гладкой без различных изломов или трещин, так как с такими дефектами, в последствии всё это отразится на качестве будущей картины.
Подготовка рабочей поверхности перед рисованием маслом
Предварительно любую рабочую поверхность необходимо подготовить перед рисование. В принципе данный процесс одинаковый для всех поверхностей, но для бумажных это крайне необходимо, ввиду их весьма лёгкого повреждения. Давайте рассмотрим, что необходимо выполнить перед тем, как приступить к рисованию на бумажных поверхностях.
Поверхность из бумаги сначала размачивается водой и когда он набухает, только тогда натягивается на рабочий планшет. В данном состоянии рабочая бумага подсыхает и затем следует этап проклейки.
Для этого очень хорошо подходит обычный и не густой клей ПВА или так же для этих целей можно использовать пищевой желатин. Покрывается лист бумаги в 2-3 клеевых слоя, чтобы в дальнейшем избежать впитывания краски в лист.
Дополнительно бумажный лист могут грунтовать с помощью акварели или гуаши и выполняется грунтовка в тот цвет, который планируется на будущей картине. В основном это стандартные цвета, которые задают тон будущего рисунка, такие как – песочные, серый или зелёный. На такой тональности листа, достаточно легко и просто выстраивается любой рисунок по цветовой гамме.
После того как лист загрунтовали и он подсох, мастер может использоваться его целиком, а также может разделить на несколько частей или разных форматов, которые планируются использоваться в дальнейшем.
Поверхность из картона опытные мастера перед рисованием, советуют дополнительно оклеить марлей, чтобы придать большую фактуру и зернистость. Также чтобы картина не потеряла свой глянец ввиду того, что краска может все же впитываться, рекомендуется в добавок поверх марлевого слоя, накладывать слой акрилового грунта.
Старайтесь изначально подбирать более плотные варианты картона, так как картон может погнуться и деформироваться в процессе работы. Так же желательно закрепить его к подрамнику, с помощью гвоздей или металлических скоб и только после этого приступать к грунтовке.
После того, как картина будет готова, то ее желательно покрыть специальным защитным составом и оформить в рамку со стеклом. Это убережет картину от выгорания при воздействии света и возможного осыпания краски.
По правде говоря, бумажные поверхности не самые лучшие вариант для рисования серьезных картин масляной краской, поэтому лучше всего использовать данные поверхности для черновых работ или эскизов.
Помните, что если вы решили их использовать в своей работе, то после того, как картина будет закончена, не следует скручивать бумажные листы в рулоны, так как это приведёт к разрушению слоя краски.
Ввиду всех вышеописанных качеств, лучшим вариантом для рисования будет использование хлопковых или льняных холстов, которые можно найти в любом художественном магазине и они уже предварительно подготовлены и загрунтованы для нанесения масляной краски.
Но в принципе, масляными красками можно рисовать практически на любой поверхности, главное соблюдать одно важное правило – обязательно необходима предварительная подготовка и хорошая грунтовка рабочей поверхности, чтобы было гораздо лучше сцепление краски с картиной.
Заключение
Мы разобрались с вами, на каких поверхностях можно рисовать масляными красками и как их правильно подготовить перед работой. Думаю, что теперь у вас будет гораздо меньше вопросов по этой теме и вы с легкостью определитесь с выбором будущих рабочих поверхностей. Я желаю вам выбирать их грамотно и с умом, чтобы в дальнейшем никогда не разочаровываться в полученном результате и ваши работы получались максимально качественными и красивыми!)
Не забудьте пожалуйста поставить 5 звезд данной статье и тогда вы внесете свой вклад в распространении полезной информации. Таким образом вы помогаете знаниям дойти до тех, кто в них нуждается и получить вложенный в них добрый посыл.
Благодарю от чистого сердца!)